Новости

02.10.2018г.
Международный день пожилых людей

Международный день пожилых людей- особенный праздник, день уважения и почитания старшого поколения. В честь праздника, сотрудники Алматинского онкологического центра поздравили пожилых пенсионеров, состоящих на «Д» учете в АОЦ, в том числе инвалидов ВОВ.

Подробнее
01.10.2018г.
«ПРЕДУПРЕДИТЬ-ЗНАЧИТ ПОБЕДИТЬ!»

Алматинский онкологический центр приглашает дорогих женщин на бесплатную консультацию маммолога каждую субботу октября c 9.00 до 13.00 часов по следующим адресам:

Подробнее
17.09.2018г.
Мастер-класс по минимально-инвазивной хирургии в Алматинском онкологическом центре.

14-16 сентября в Алматинском онкологическом центре прошел мастер-класс с участием специалистов из Москвы по минимально-инвазивной хирургии.

Подробнее
16.09.2018г.
ПРАЗДНОВАНИЕ ДНЯ СЕМЬИ

15 сентября 2018 года медицинские работники Алматинского онкологического центра и Городской клинической больницы №4 отметили День семьи.

Подробнее

все новости

Закупки

16.10.2018г.
Протокол итогов закупа № 27 от 16.10.2018г.

Протокол итогов закупа № 27 от 16.10.2018г..docx (23 KB)

Подробнее
09.10.2018г.
10 09.10.2018г. Объявление о проведении закупа способом запроса ценовых предложении № 28

09.10.2018г. Объявление о проведении закупа способом запроса ценовых предложении № 28. (33 KB)

Подробнее
05.10.2018г.
Объявление о проведении тендера.

Объявление о проведении тендера 05.10.2018г..doc (44 KB)

Подробнее
04.10.2018г.
Объявление № 27 о проведении закупа лекарственных средств способом запроса ценовых предложений на 2018 год

Объявление № 27 о проведении закупа лекарственных средств способом запроса ценовых предложений на 2018 год (27 KB)

Подробнее

все новости

Блог главного врача

все новости

Публикации

04.05.2017г.
Будущее онкологии в условиях обязательного социального медицинского страхования в Республике Казахстан

Считанные месяцы остались до начала внедрения системы обязательного социального медицинского страхования (ОСМС). Уже 1 июля казахстанское здравоохранение начнет новый этап своего развития. Сейчас в стране продолжается информационно-разъяснительная работа по внедрению новой системы для Казахстана. Об обязательном медстраховании, о работе онкослужбы в условиях новой системы будут говорить и на предстоящем в конце этого месяца VI съезде онкологов и радиологов РК. Накануне съезда нам удалось узнать, чего опасаются онкологи и каким видят будущее онкослужбы в условиях ОСМС. 

Подробнее
04.04.2016г.
Программирование клеток спасет от рака

Язык программирования живых клеток разработали специалисты Массачусетского технологического института (МИТ). В будущем эта методика может помочь в лечении рака, сообщает ТАСС.

Подробнее
09.03.2016г.
Головкин поддержал юного боксера, болеющего раком

Казахстанский боксер Геннадий Головкин поддержал юного валлийского боксера Ли Уэлша, который борется с раком лимфатической системы, передает корреспондент Vesti.kz.

Подробнее
02.03.2016г.
Рак крови можно победить?

Казахстанские онкологи прокомментировали сенсационное заявление ученых об успешных экспериментах

Подробнее

все новости

Алматинский онкологический центр

Государственная программа
развития здравоохранения Республики Казахстан "Денсаулық" на 2016-2019 годы

Содержание

1. Паспорт Программы
2. Введение
3. Анализ текущей ситуации
4. Цели, задачи, целевые индикаторы и показатели результатов реализации Программы
5. Основные направления, пути достижения поставленных целей Программы и соответствующие меры
6.Этапы реализации Программы

 

1. Паспорт программы

Наименование программы Государственная программа развития здравоохранения Республики Казахстан «Денсаулық» на 2016-2019 годы (далее – Программа)

Основание для разработки Указ Президента Республики Казахстан от 1 февраля 2010 года №922 «О Стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 года»;

Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства»;

Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана от 11 ноября 2014 года «Нурлы жол – путь в будущее»;
Национальный план Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ»

Государственный орган, ответственный за разработку Программы
Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан
Государственные органы, ответственные за реализацию Программы Министерство внутренних дел Республики Казахстан, Министерство здравоохранения и социального развития Республики Казахстан, Министерство культуры и спорта Республики Казахстан, Министерство национальной экономики Республики Казахстан, Министерство обороны Республики Казахстан, Министерство образования и науки Республики Казахстан, Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан, Министерство сельского хозяйства Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, Министерство энергетики Республики Казахстан, Министерство юстиции Республики Казахстан, Национальный банк Республики Казахстан, акиматы областей, городов Астаны и Алматы

Цель Программы Укрепление здоровья населения для обеспечения устойчивого социально-экономического развития страны

Задачи Развитие системы общественного здравоохранения.
Совершенствование профилактики и управления заболеваниями.
Повышение эффективности управления и финансирования системы здравоохранения.
Обеспечение рационального использования ресурсов и оптимизации инфраструктуры.

Срок реализации 2016-2019 годы

Целевые индикаторы

К 2020 году:

увеличение ожидаемой продолжительности жизни населения Республики Казахстан до 73 лет;

 

2. Введение

Для достижения стратегической цели, поставленной Главой государства Н.А. Назарбаевым в Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» по дальнейшему развитию страны и вхождению в число 30 наиболее развитых стран мира к 2050 году следует преодолеть разрыв в развитии между странами Организации экономического сотрудничества и развития (далее – ОЭСР) и Казахстаном.
В этой связи государство должно обеспечить поэтапное внедрение стандартов стран ОЭСР, направленных на улучшения е качества и доступности предоставялемых медицинских услуг, повышение эффективности системы управления и финансирования системы здравоохранения, а также рациональное использования имеющихся ресурсов
В ходе реализации предыдущих государственных программ был укреплен потенциал системы здравоохранения Казахстана, внедрены элементы рыночных механизмов и осуществлен трансферт современных медицинских технологий.
Данная Программа будет направлена на закрепление и развитие достигнутых результатов и решение проблем в вопросах охраны здоровья в соответствии с новыми вызовами, а также станет основой для планомерного развития отрасли до 2050 года.
Реализация Программы будет способствовать устойчивости и динамичному развитию социально-ориентированной национальной системы здравоохранения с соблюдением принципов всеобщего охвата населения, социальной справедливости, обеспечения качественной медицинской помощью и солидарной ответственности за здоровье в соответствии с ключевыми принципами стратегии политики Всемирной организации здравоохранения «Здоровье-2020».

3. Анализ текущей ситуации

Согласно отчету Глобального индекса конкурентоспособности (далее – ГИК) за 2014-2015 годы Казахстан занял 42-ое место в рейтинге среди 140 стран, поднявшись на 8 мест в сравнении с результатами рейтинга прошлого года. По индикатору «Здоровье и начальное образование» Казахстан занял 93 место из 140 стран. По Индексу человеческого развития в 2014 году республика вошла в группу стран с высоким уровнем развития, заняв 70 место из 187 стран.
Медико-демографическая ситуация и заболеваемость
За период реализации Государственной программы развития здравоохранения Республики Казахстан «Саламатты Қазақстан» на 2011-2015 годы (далее – Госпрограмма «Саламатты Қазақстан») отмечены:
увеличение численности населения в республике до 17 417,7 тыс. человек (на 01.01.2015 года) с ежегодным темпом прироста населения на 1,24%;
рост ожидаемой продолжительности жизни до 71,62 лет (2010 год – 68,41 лет);
снижение общей смертности населения почти на 15,3% (2010 год –8,94 на 1000 населения, 2014 год –7,57);
увеличение рождаемости на 2,6% (2010 год –22,54 на 1000 населения, 2014 год – 23,13);
снижение материнской смертности в 1,9 раза (2010 год – 22,7 на 100 000 родившихся, 2014 год – 11,7);
снижение младенческой смертности в 1,7 раза (2010 год – 16,58 на 1000 родившихся живыми, 2014 год – 9, 72);
снижение заболеваемости населения туберкулезом на 30,3% (2010 год – 95,3 на 100000 населения, 2014 год – 66,4) и смертности более чем в 2 раза (2010 год – 10,6 на 1000 населения, 2014 год – 4,9);
удержание распространенности вируса иммунодефицита человека (далее – ВИЧ)/синдрома приобретенного иммунодефицита (далее – СПИД) на концентрированной стадии (2014 год – 0,2).
Снижение показателей материнской, младенческой и детской смертности по подтверждению Межведомственной группы агентств Организации объединенных наций (далее – ООН) позволило Казахстану достичь 4 и 5 (детская и материнская смертность) Целей Развития Тысячелетия.
Несмотря на позитивную динамику показателей здоровья населения, ожидаемая продолжительность жизни казахстанцев почти на 10 лет меньше, чем в странах-членах ОЭСР. Сохраняется значительная разница между ожидаемой продолжительностью жизни мужчин и женщин (2014 год – 8,82 года), смертность у мужчин в трудоспособном возрасте на 24% выше, чем у женщин.
В структуре общей смертности ведущей причиной являются болезни системы кровообращения (22,3%), наиболее частые – ишемическая болезнь сердца, сосудистое поражение мозга, от которых ежегодно умирают около 30 тысяч человек. Рост первичной заболеваемости болезнями системы кровообращения составляет почти 15% (2010 год – 2086,7 на 100 тыс. населения, 2014 год – 2394,7).
Второй причиной является смертность от злокачественных новообразований (12,1%), от которых ежегодно умирают около 17 тысяч человек, из них 16,9% составляет рак легких. Показатель заболеваемости злокачественными новообразованиями увеличился на 9,7% (2010 год – 181,2 на 100 тыс. населения, 2014 год – 198,7).
На третьем месте – смертность от несчастных случаев, травм и отравлений (11,3%), от которых ежегодно умирает около 16 тысяч человек. Ежегодно свыше 3000 человек погибают от преднамеренного самоповреждения, опережая смертность от дорожно-транспортных происшествий (далее – ДТП).
Среди причин бремени хронических заболеваний в 87,5% являются 4 фактора риска (высокое артериальное давление, уровень холестерина, табакокурение и употребление алкоголя).
По данным ВОЗ годовой уровень потребления алкоголя в Казахстане (в экв. л.ч. спирта/душ.нас. в год) снизился незначительно: с 7,1 в 2007 году до 6,6 в 2012 году.
По результатам Глобального опроса населения о потреблении табака распространенность табакокурения в Казахстане (% курения табака в возрасте ≥ 15 лет) снизилась с 23,1 в 2007 году до 22,4% в 2011 году(в странах ОЭСР– 20,65%).
С 2007 года на 38,1% снизился уровень употребления наркотических средств.
По результатам 5-го национального исследования (2012 год) 31,2% взрослых имеют избыточную массу тела или ожирение.
По прогнозам Комитета по статистике Министерства национальной экономики Республики Казахстан (далее – МНЭ) численность населения страны к 2030 году превысит 21 млн. человек, доля пожилых людей увеличится ориентировочно с 7,7% до 11-13% (ОЭСР – 15,5%). Изменение демографической ситуации с ростом хронических заболеваний повлияет на спрос медицинских услуг.
В республике отмечается стабильная эпидемиологическая ситуация по большинству инфекционных болезней. Достигнут 95% охват иммунизацией против 11 вакциноуправляемых инфекций всего подлежащего детского населения. В 2012 году ВОЗ ресертифицировал Казахстан страной, свободной от полиомиелита и малярии.
Предпринимаемые усилия позволили сдержать эпидемию ВИЧ-инфекции в Республике Казахстан на концентрированной стадии. В ГИК по показателю «Распространенность ВИЧ в возрастной группе 15-49 лет» Казахстан вошел в группу стран с низким показателем, занимающих 1 место.
Несмотря на значительное снижение заболеваемости и смертности от туберкулеза (снижение заболеваемости более чем на 9% ежегодно, смертности – более чем в 2 раза за 5 лет), по данным 2014 года Казахстан среди 18 стран Европейского региона с высоким уровнем распространенности туберкулеза занимает 7 место, по уровню первичного устойчивого туберкулеза – 2-ое, а в ГИК по распространенности туберкулеза – 102 место.
В санитарно-эпидемиологической службе внедрена система прогнозирования, оценки и управления рисками, организованы 5 зональных вирусологических лабораторий, созданы специализированные лаборатории по контролю безопасности пищевой продукции, отвечающие требованиям Всемирной торговой организации, в календарь прививок внесена вакцинация детей от пневмококковой инфекции.
Вместе с тем, не определена концепция дальнейшего развития и совершенствования системы оценки рисков, предполагающая создание научно обоснованной оценки негативного воздействия факторов окружающей среды на состояние здоровья населения и связанных с этим потенциальных медико-биологических и экономических последствий.
Существующие информационные системы не обеспечивают оперативный обмен данными с другими базами данных заинтересованных государственных органов, ведомств и международных организаций, в «он-лайн» режиме обеспечивать мониторинг санитарно-эпидемиологической ситуации.
Существующая система лабораторного контроля с учетом развития технологий и решения задач по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения требует постоянного совершенствования и дооснащения.
Охрана здоровья и система здравоохранения
В период реализации Госпрограммы «Саламатты Қазақстан» проведена определенная работа по формированию единой национальной политики по вопросам охраны здоровья через усиление межсекторального и межведомственного взаимодействия.
Министерство национальной экономики Республики Казахстан продолжает реализацию мероприятий по обеспечению питьевой водой и канализованию; Министерство образования и науки Республики Казахстан (далее – МОН) – обеспечение питания школьников, привитие навыков ведения здорового образа жизни; Министерство внутренних дел Республики Казахстан (далее – МВД) – сокращение смертности от ДТП и травматизма, оказание медицинской помощи больным туберкулезом в учреждениях уголовно-исполнительной системы, Комитет по чрезвычайным ситуациям МВД – предупреждение и снижение последствий чрезвычайных ситуаций, обеспечение медико-спасательной помощи и развитие санитарной авиации. Министерством здравоохранения и социального развития Республики Казахстан (далее – МЗСР) вместе с местными исполнительными органами проводятся мероприятия по пропаганде здорового образа жизни и профилактике особо опасных инфекций.
Совместными мерами для регулирования поведенческих факторов в республике осуществлен полный запрет рекламы и ограничения продажи табачных изделий и алкоголя, курения и употребления алкоголя в общественных местах. Проводится поэтапное повышение акцизов на алкогольную и табачную продукцию. Увеличен возрастной ценз на продажу алкогольной продукции лицам до 21 года и введен запрет на продажу алкоголя в ночное время.
В то же время мероприятия по своевременности выполнения обязательств участниками межведомственного и межсекторального взаимодействия малоэффективны, недостаточна координирующая роль Национального координационного совета, отсутствует эффективное взаимодействие секторов на первичном уровне. Недостаточно внимания уделяется управлению детерминантами причин неинфекционных заболеваний. Снижена эффективность профилактических и оздоровительных мероприятий среди школьников. В недостаточном объеме проводится фортификация муки по профилактике дефицита железа и фолиевой кислоты.
В целях усиления профилактической направленности на уровне первичного звена проведены следующие мероприятия:
в 2011 году внедрена Национальная скрининговая программа по 11 видам заболеваний;
проведено выравнивание между регионами финансирования первичной медико-санитарной помощи (далее – ПМСП) с увеличением тарифа в расчете на 1 жителя (с 169 до 486 тенге), с 2014 года внедрен комплексный подушевой норматив (далее – КПН) со стимулирующим компонентом (частичное фондодержание);
создан институт социальных работников (к концу 2014 года на 10 тысяч населения приходится 1,2);
увеличилось количество врачей общей практики (далее – ВОП) на 30%.
В результате финансирование ПМСП увеличилось до 28% (2010 год – 23,4%) в общем объеме финансирования гарантированного объема бесплатной медицинской помощи (далее – ГОБМП).
Благодаря принятым мерам отмечается снижение темпа роста спроса на стационарные услуги, более дифференцированное направление пациентов на дополнительные обследования и консультации.
Однако, приоритет ПМСП в части финансирования не достигнут. Объем финансирования ПМСП составил в Казахстане 95 долларов США, Эстонии – 231, Словении – 369, ОЭСР – 558. Наблюдается медленный темп перехода организаций ПМСП на принцип семейной медицины. Не в полной мере обеспечена мотивация для формирования службы ВОП. Не разработаны механизмы экономической мотивации управления состоянием здоровья прикрепленного населения на уровне ПМСП, недостаточна работа по информированию населения о новой модели с более широкими компетенциями и функционалом ВОП.
Интеграция ПМСП и вертикальных профильных служб (туберкулез, онкология, ВИЧ/СПИД и др.) также не достаточна. Требуют решения вопросы улучшения преемственности между амбулаторно-поликлиническим, стационарным уровнем и службой скорой медицинской помощи. Сохраняется перепотребление консультативно-диагностических услуг. Не достаточно используется для этих целей потенциал стационаров, что вызывает неудовлетворенность населения в доступности и качестве медицинских услуг.
С внедрением Единой национальной системы здравоохранения (далее – ЕНСЗ) на стационарном уровне проведена консолидация средств ГОБМП на уровне республиканского бюджета, уменьшив разницу в финансировании между регионами, внедрен принцип «деньги следуют за пациентом», финансирование по клинико-затратным группам (далее – КЗГ). Это способствовало интенсификации использовании ресурсов стационара и развитию стационарозамещающих технологий, внедрению и развитию высоких медицинских технологий в регионах (средняя длительность пребывания в стационаре сократилась на 27%, количество пролеченных больных в условиях дневного стационара увеличилось на 23,5% по сравнению с 2010 годом, количество кардиохирургических вмешательств возросло с 7000 до 85000 в год).
Однако, несмотря на сокращение коечного фонда на 14 тыс. единиц, в Республике Казахстан показатели обеспеченности больничными койками выше, чем в странах ОЭСР на 20%, более продолжительная средняя длительность пребывания в стационаре (9,5 койко-дней (2014 год) против 6,0 в странах ОЭСР), не достаточна дифференциация коечного фонда по уровню интенсивности лечения, что создает финансовую нагрузку на бюджет здравоохранения: на долю стационаров приходится более 60% бюджета системы здравоохранения.
Результатом недостаточного уровня дифференциации, нехватки коек восстановительного лечения, реабилитации и длительного ухода стала низкая эффективность их работы. Не развиты стационары на дому и патронажная служба. Свыше 20% госпитализированных больных могли получить лечение на амбулаторном уровне.
Наиболее распространенные группы заболеваний (острый инфаркт миокарда, острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт), злокачественные новообразования, травмы, роды) являются наиболее частыми причинами госпитализации и смертности. При этом отсутствует взаимодействие и интеграция на всех уровнях маршрута пациента, основанные на единых алгоритмах действий.
В рамках внедрения ЕНСЗ формируется конкурентная среда среди поставщиков частной и государственной формы собственности медицинских услуг с обеспечением равных условий при оказании ГОБМП. Доля частных поставщиков услуг ГОБМП возросла с 12% в 2010 году до 27,4% в 2014 году.
Государственные медицинские организации расширили самостоятельность путем перехода в статус организаций на праве хозяйственного ведения (далее – ПХВ) с наблюдательными советами. Внедрены новые методы оплаты, ориентированные на конечный результат в амбулаторном и стационарном секторе, в онкологической службе и медицинских организациях села – глобальный бюджет.
Объем финансирования отрасли вырос в 1,5 раза: с 568,9 млрд. тенге в 2010 году до 870,7 млрд. тенге в 2014 году.
Вместе с тем, анализ макроэкономических показателей выявил существенное отставание размеров бюджетных инвестиций в здравоохранение в Казахстане от уровня развитых стран. Доля общих расходов на здравоохранение во Внутреннем валовом продукте (далее – ВВП) в Казахстане – 3,6%, ОЭСР – 9,4%.
В целом, государственные расходы на здравоохранение на душу населения в Казахстане в 9 раз ниже, чем в странах ОЭСР (Казахстан – 268 долл. США; ОЭСР – 2414).
Вследствие недостаточного финансирования здравоохранения в Казахстане сохраняется высокий уровень частных расходов на получение медицинской помощи (РК – 35,4%, ОЭСР – 19,6%, ЕС – 16,3%). По данным ВОЗ уровень расходов населения свыше 20% является признаком низкой финансовой устойчивости системы здравоохранения и характеризует повышенный риск для населения, связанный с приближением их к черте бедности вследствие болезней, которые, в свою очередь, могут затронуть все сферы (способность получать образование, экономическая продуктивность, уменьшение спроса на медицинские услуги), а также привести к ухудшению здоровья и демографических показателей.
Кроме того, действующие механизмы финансирования в системе здравоохранения недостаточно эффективны, не совершенна тарифная политика, не решены вопросы финансировании обновления основных средств. Требуют дальнейшего совершенствования механизмы эффективности использования средств ГОБМП. Так, отмечается низкая эффективность Национальной скрининговой программы (выявляемость составляет 3,4% среди взрослого населения, 16,4% – среди детского), эффективность скринингов не мониторируется на основе рекомендаций по эффективности раннего обнаружения раковых опухолей и их успешному лечению.
Существующая система финансирования ГОБМП не реализует принцип солидарной ответственности государства, работодателя и гражданина.
С учетом появления новых технологий современная медицина становится все более ресурсоемкой.
Продолжается работа по стандартизации в соответствии с международными требованиями: совершенствуются протоколы диагностики и лечения, алгоритмы, стандарты профильных служб. Последовательно начали внедряться компоненты управления качеством: система аккредитации медицинских организаций, внутренний аудит, независимая оценка знаний и навыков.
Вместе с тем, управление качеством медицинских услуг основано на системе контроля, а не управлении качеством, не завершен процесс стандартизации в здравоохранении, не привлекаются общественные организации и профессиональные сообщества в процесс управления качеством. Система сертификации медицинских работников слабо мотивирует обеспечение качества медицинских услуг. Не развит процесс доаккредитационной подготовки медицинских организаций.
В системе здравоохранения с учетом всех ведомств в настоящее время работает более 68,8 тысяч врачей (2014 год – 39,5 на 10 тыс. населения, ОЭСР – 42,0) и более 160 тысяч средних медицинских работников (2014 год – 91,9 на 10 тыс. населения).
В структуре врачебных кадров доля врачей с квалификационной категорией составила 46,5%, при этом доля категорированных врачей среди городского персонала выше, чем сельского (город – 48,0%, село – 39,3%).
Доля врачей предпенсионного и пенсионного возраста составила 22,7%, что наиболее выражено в сельских районах.
В то же время в Казахстане наблюдается дисбаланс в кадровом обеспечении между уровнями оказания медицинской помощи (дефицит на уровне ПМСП и села, профицит – на уровне стационара). В среднем 1 врач ПМСП обслуживает около 2200 прикрепленного населения, тогда как в странах ОЭСР нагрузка на него значительно ниже – менее 1500 человек. Имеется недостаток средних медицинских работников на уровне ПМСП (1,1 медсестры на 1 участкового врача при оптимальном соотношении 2-3).
Несмотря на внедрение СКПН, соотношение средней заработной платы ВОП в Казахстане к среднемесячной заработной плате в экономике составляет 1,1. Данный показатель в Великобритании – 1,9; Турции – 2,0; Словении – 2,5; Венгрии – 1,4; Эстонии – 1,7.
В период реализации Госпрограммы «Саламатты Қазақстан» проводилась планомерная работа по повышению потенциала медицинских и научных кадров: внедрены принципы накопительной системы непрерывного профессионального развития (далее – НПР); созданы симуляционные образовательные центры; внедрена система независимой оценки квалификации специалистов.
В целях обеспечения качества медицинского образования с 2012 года в Республике Казахстан внедряется процедура аккредитации образовательных организаций (институциональная аккредитация) и образовательных программ (специализированная аккредитация), независимая экзаменация выпускников. Институциональную аккредитацию к настоящему времени получили 6 медицинских ВУЗов, начала внедряться процедура аккредитации медицинских колледжей. С 2014 года началась специализированная аккредитация программ высшего образования.
Однако, остается низкой практическая направленность подготовки кадров, несовершенство образовательных программ, особенно по направлениям клиническая фармакология, менеджмент, экономика.
Конкурентоспособность научных исследований низкая, неудовлетворительна их практическая значимость, недостаточное финансирование прикладных научных исследований в области здравоохранения (РК – 0,005% от ВВП, ОЭСР – 0,3% от ВВП) и дефицит кадров с ученой степенью (более 650 специалистов).
На основе международного опыта создана Единая система дистрибуции лекарственных средств и изделий медицинского назначения (далее – ИМН). Внедряются международные стандарты качества (GMP, GDP, GPP и др.), созданы фарминспекторат и государственный орган в сфере обращения лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники. Для обеспечения физической доступности лекарственной помощи жителям села организована реализация лекарственных средств через объекты ПМСП в более чем 3000 сельских населенных пунктах, не имеющих аптечных организаций.
В структуре расходов на лекарственное обеспечение в рамках ГОБМП доля стационарного лекарственного обеспечения составляет 45%, доля амбулаторного лекарственного обеспечения – 55%. На амбулаторном уровне более 2 млн. граждан республики получают лекарственные препараты более чем по 400 наименованиям лекарственных средств бесплатно за счет государства.
Республика Казахстан стала официальным наблюдателем Комиссии Европейской фармакопеи и полноправной страной-участницей Международной программы ВОЗ по мониторингу побочных действий лекарственных средств. В рамках Евразийского экономического союза подписаны Соглашения государств-членов Евразийского экономического союза (Беларусь, Казахстан, Российская Федерация) о единых принципах и правилах обращения лекарственных средств и медицинских изделий.
В целях улучшения информированности медицинских, фармацевтических работников и населения республики создан Лекарственный информационно-аналитический центр с филиалами в регионах. Совершенствуется формулярная система, принципы рациональной фармакотерапии на основе доказательной медицины.
Однако, всего 61% лекарственных средств из всех зарегистрированных в Казахстане имеют сертификат GMP, 7 из 42 отечественных производителей и 40% лекарственных средств из закупа Единым дистрибьютором.
Сохраняется высокий уровень отпуска рецептурных лекарственных средств без рецептов врача, бесконтрольное использование антибиотиков, полипрагмазия, использование лекарственных средств с недоказанной клинической эффективностью, а также остается проблема с качеством лекарственных средств и присутствием на рынке контрафактной продукции.
Отсутствует система фармаконазора за лекарственными средствами, медицинскими изделиями, поступающими на рынок Республики Казахстан. Требует усовершенствования система сбора, выявления побочных действий лекарственных средств, отсутствует интегрированная информационная система для всех участников мониторинга побочных действий.
Доклинические и клинические базы не аккредитованы в соответствии с международными требованиями. Медицинские организации недостаточно укомплектованы клиническими фармакологами.
Оснащенность медицинских организаций медицинским оборудованием увеличилась на 25,5% (2010 – 43,2%, 6 месяцев 2015 года – 68,7%): сельские – 72,6%, городские – 74,1%. Начато внедрение механизмов финансового лизинга для обеспечения медицинской техникой.
Вместе с тем, наблюдаются факты простоя и неэффективного использования медицинской техники, не разработаны стандарты оснащенности, основанные на доказательной медицине, не решены вопросы постгарантийного сервисного обслуживания.
С целью создания информационной структуры здравоохранения Республики Казахстан продолжается внедрение Единой информационной системы здравоохранения Республики Казахстан (далее – ЕИСЗ), разработаны и внедрены веб-приложения по актуальным направлениям (регистры социально значимых заболеваний, портал Бюро госпитализации, по кадрам и др.).
Однако, имеющиеся базы данных разобщены и не интегрированы в единое информационное пространство, что осложняет взаимодействие различных уровней и служб здравоохранения, не обеспечивает преемственность информации, ограничивает возможности оперативного анализа. В медицинских организациях не внедряется система электронного документооборота.
Независимыми экспертами Международного Банка Реконструкции и Развития в декабре 2014 года опубликован Отчет о результатах реализации Госпрограммы «Саламатты Қазақстан», согласно которому реализация 6-ти основных направлений оценена международными экспертами следующим образом:
1-е направление «Повышение эффективности межсекторального и межведомственного взаимодействия по вопросам охраны общественного здоровья» – очень успешная;
2-е направление «Усиление профилактических мероприятий, скрининговых исследований, совершенствование диагностики, лечения и реабилитации основных социально значимых заболеваний и травм» – довольно успешная;
3-е направление «Совершенствование санитарно-эпидемиологической службы» – довольно успешная;
4-е направление «Совершенствование организации, управления и финансирования медицинской помощи в Единой национальной системе здравоохранения» – очень успешная;
5-е направление «Совершенствование медицинского, фармацевтического образования, развитие и внедрение инновационных технологий в медицине» – успешная;
6-е направление «Повышение доступности и качества лекарственных средств для населения, улучшение оснащения организаций здравоохранения медицинской техникой» – успешная.

SWOT-анализ здравоохранения

Сильные стороны:
политическая поддержка государства на самом высоком уровне и гарантия исполнения взятых социальных обязательств;
стабильная эпидемиологическая ситуация по большинству инфекционных болезней с высоким охватом иммунизацией детского населения;
эффективная система санитарной охраны границ от завоза и распространения особо опасных инфекционных заболеваний и опасных грузов;
развитая инфраструктура организаций, оказывающих медицинскую помощь;
успешный опыт трансферта современных медицинских технологий и высокоспециализированной медицинской помощи;
внедрение системы управления качеством медицинской помощи на основе стандартизации и аккредитации;
современная тарифная система финансирования здравоохранения;
создание условий для развития отечественных производителей ЛС и медицинских изделий.

Слабые стороны:
низкая ожидаемая продолжительность жизни, высокий уровень общей смертности в сравнении со средним уровнем стран ОЭСР;
низкий уровень доли финансирования здравоохранения к ВВП;
высокий уровень частных расходов на здравоохранение;
недостаточный уровень финансирования ПМСП;
устаревшая инфраструктура системы здравоохранения;
слабый уровень информатизации в отрасли;
отсутствие механизмов солидарной ответственности за здоровье;
недостаточное участие частного сектора в оказании ГОБМП;
недостаточный уровень качества подготовки кадров до- и последипломного образования;
низкий уровень эффективности управления в системе здравоохарнения;
низкая мотивация труда медицинского персонала;
недостаточное лекарственное обеспечение на амбулаторном уровне.

Возможности:
положительная динамика основных демографических показателей;
создание единого рынка в рамках Евразийского экономического пространства;
привлечение прямых инвестиций (в том числе зарубежных) в здравоохранение и развитие государтсвенно-частного партнерства;
локализация производства лекарственных средств и изделий медицинского назначения;
внедрение социального медицинского страхования на основе внедренных рыночных механизмов (создан Единый плательщик, внедрены современные методы оплаты на основе конечного результата);
поддержка международных финансовых институтов;
повышение конкурентоспособности на региональном рынке здравоохранения;
трансферт технологий, знаний и лучшей практики через интенсивное сотрудничество с международными партнерами.

Угрозы:
дальнейшее ухудшение глобальной и региональной экономической ситуации;
возникновение новых и возврат ранее известных инфекционных заболеваний;
наличие природных очагов особо опасных инфекций на территории страны;
рост неинфекционных заболеваний;
повышение спроса на медицинские услуги;
рост импорта медицинских услуг и товаров;
растущие государственные и частные затраты на здравоохранение;
устаревшие малоэффективные технологии управления;
быстро изнашиваемая и устареваюшая инфраструктура и оборудование;
неэффективное развитие и использование человеческих ресурсов отрасли;
рост разочарования и неудовлетворенности насления качеством и доступностью медицинской помощи.